Ресурсный центр для детей с РАС
В соответствии с приказом председателя комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
от 14.08.2017г № 635
на базе ГКОУ "Волгоградская школа-интернат № 5" создан Ресурсный центр
по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра.
__________________________________________________________
16.02.2023 в Волгоградской школе-интернате № 5, которая является ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, с целью повышения профессиональной компетентности специалистов в вопросах организации тьюторского сопровождения при организации образования обучающихся с РАС, прошло заседание круглого стола по теме «Работа тьютора при организации образования обучающихся с РАС».
Участниками встречи стали педагоги и специалисты образовательных организаций работающих с детьми – инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, представители муниципальных образовательных организаций города Волгограда и Волгоградской области.
Вниманию собравшихся был представлен опыт работы с детьми данной категории специалистов Волгоградской школы-интерната № 5, Волжской школы № 1 и МОУ СШ № 55 «Долина знаний» Советского района г. Волгограда.
Кроме того, для участников круглого стола была организована экскурсия по образовательному учреждению. Гости посетили обновленные в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» образовательные пространства учебных кабинетов, кабинета социально-бытовой ориентировки, кабинета для занятий физкультурой, в том числе АФК, оснащенные современным оборудованием, Вниманию гостей было представлено новое специализированное пространство – Центр психолого-педагогического сопровождения, включающий в себя 3 кабинета учителя-логопеда, кабинеты учителя-дефектолога, педагога-психолога, в которых для проведения коррекционных занятий размещено современное оборудование.
___________________________________________________________________
23 ноября 2022 года в целях трансляции опыта по построению индивидуального образовательного маршрута обучающегося с расстройствами аутистического спектра (РАС) в условиях инклюзивного образования и практического применения интерактивного оборудования в работе с обучающимися с РАС в ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 5» , на базе которого функционирует Региональный ресурсный центр, был проведен семинар - практикум «Построение индивидуального образовательного маршрута обучающегося с РАС в условиях инклюзивного образования».
Организаторы семинара-практикума:
1.Региональный научно - методический центр инклюзивного образования;
2.Региональный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра - ГКОУ «Волгоградская школа – интернат № 5».
К участию в семинаре-практикуме были приглашены педагоги и специалисты государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающие с детьми с расстройствами аутистического спектра, с детьми с ОВЗ. Всего в работе семинара приняли участие 50 педагогических работников и специалистов г. Волгограда и Волгоградской области.
Формы работы и взаимодействия участников семинара-практикума: доклады, мастер-классы, презентации практик, просмотр видеороликов, вопросы-ответы.
В 2022 году ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 5» стала участником реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством обновления материально-технической базы в отдельных общеобразовательных организациях.
Гостей радушно встретили в стенах обновленного образовательного учреждения.
На семинаре-практикуме представлены выступления по следующим темам:
1.« Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с РАС в условиях школы-интерната» (Рублева А.В., учитель ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 5»);
2. «Результативность использования систем альтернативной и дополнительной коммуникации в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при реализации индивидуального образовательного маршрута» (Касьян Е.В., учитель-логопед ГКОУ «Волжская школа № 1»);
3. «Индивидуальный маршрут ребенка с РАС в ДОУ» (Бутковская С.И., педагог-психолог МОУ Детский сад № 279, Жемчужнова М.В., педагог-психолог МОУ Детский сад № 279);
4. Презентация «Использование интерактивного оборудования с обучающимися с РАС в работе педагога-психолога» (фрагмент занятия педагога-психолога ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 5» Есипенко Е.В.).
Педагогами и специалистами ресурсного центра проведены-мастер классы:
1.«Формирование социального поведения у обучающихся с РАС на внеурочных занятиях по гончарному делу» (Титова С.П., воспитатель ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 5», Бакеева Н.А., учитель ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 5»)
Цель: научить формировать навыки социального поведения у обучающихся с РАС на внеурочных занятиях по гончарному делу.
Было представлено теоретическое обоснование темы в форме презентации. Педагоги, присутствующие на мастера- классе, смогли поработать с глиной на гончарном круге, изготовить сувениры.
2. «Нетрадиционные методы рисования для детей с расстройствами аутистического спектра» (Краснова О.Ю., педагог дополнительного образования ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 5»)
Цель: познакомить педагогов с нетрадиционными техниками рисования.
Участникам семинара было предложено изобразить «Одуванчик» с использованием нетрадиционных техник «Воздушная кляксография» и «Рисование ватными палочками».
Для наглядного материала использовалась интерактивная доска, на которой ведущая мастер - класса поэтапно показывала, как выполнять рисунок.
3. «Модульное оборудование «Панели Монтессори» как средство сенсорного развития в работе учителя-дефектолога» (Шиповалова О.С., учитель-дефектолог ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 5»)
Цель: использование модульного оборудования на занятиях учителя-дефектолога
На мастер-классе было представлено модульное оборудование «Панели Монтессори». Главный принцип системы Монтессори — «Помоги мне сделать это самому!». Основная его цель - развитие сенсомоторики, координации движений у детей, концентрации и развитие зрительного внимания, мышления.
4. «Приобретение начальных навыков программирования при работе с игровым развивающим средством «ЛогоРобот Пчёлка» в образовательном процессе с детьми с ОВЗ (Развитие логического мышления при работе с игровым развивающим средством «ЛогоРобот Пчёлка» в образовательном процессе с детьми с ОВЗ) – Вилявина Н.В., учитель ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 5».
Ведущая мастер-класса продемонстрировала участникам возможности решения образовательных задач посредством использования ЛогоРобота «Пчёлка» в совместной деятельности с целью формирования основ элементарного программирования.
5.»Игровой набор «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с обучающимися с интеллектуальными нарушениями» (Геверц Н.В., учитель-логопед ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 5»).
Цель: познакомить педагогов с практическим применении игрового набора «Дары Фрёбеля».
В ходе проведения мастер-класса учитель-логопед показала практическое применение игрового набора на разных этапах проведения логопедического занятия. Участникам мероприятия были предложкны игры и упражнения, направленные на речевое развитие обучающихся. Гости оценили практическую направленность использования «Набора Фрёбеля» и получили эмоциональную и психологическую разгрузку.
6. «Формирование элементарных математических представлений у обучающихся с РАС на внеурочных занятиях по цветоводству» (Близгарева И.В., учитель ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 5»).
Ведущая мастер-класса обосновала актуальность проблемы освоения обучающимися с РАС элементарных математических представлений, раскрыта тесная взаимосвязь математических представлений с природой и окружающим миром. Представлен опыт работы по формированию элементарных математических представлений у обучающихся с РАС на внеурочных занятиях по цветоводству. Участники мастер – класса не были пассивными зрителями, они принимали активное участие в процессе изготовления декоративного панно из сухоцветов.
Кроме того, для участников семинара была организована экскурсия по школе-интернату, в рамках которой они посетили центр психолого-педагогического сопровождения учреждения, учебные кабинеты, мастерские, оснащенные новым оборудованием в рамках проекта «Доброшкола».
Ссылка на презентации https://cloud.mail.ru/public/Jdze/1ptiqRJeH
_______________________________________________________________
Бланк-запрос на проведение супервизии по комплексной психолого-педагогической помощи специалистами ресурсного центра (РАС).docx
Бланк-запрос на проведение супервизии по комплексной психолого-педагогической помощи специалистами ресурсного центра (ОВЗ).docx
__________________________________________________________________________
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
_____________________________________________________________
В соответствии с планом работы регионального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра на 2020-2021 учебный год, с целью презентации педагогических инноваций, обмена опытом по сопровождению детей с РАС 26.11.2020 был проведен межрегиональный научно-практический онлайн-семинар «Организация комплексного сопровождения обучающихся с РАС», на котором свой опыт работы представили специалисты, работающие с детьми данной категории на различном уровне образования.
Своим опытом поделились педагогические работники ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 5» - регионального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 4», МОУ Детский сад № 2 Красноармейского района г. Волгограда, ГКОУ «Волжская школа №1», МБОУ «Шолоховская гимназия» (Ростовская область).
ФОНД "ОБНАЖЕННЫЕ СЕРДЦА"
Мы не перестаем помогать семьям, воспитывающим детей с особенностями развития, несмотря на сложную ситуацию. Работа идет в привычном режиме, и сегодня мы рады поделиться с вами нашими весенними успехами. Смотрите, сколько всего мы успели сделать:
Продолжили менять отношение общества к людям с ментальной инвалидностью
К 21 марта, Международному дню человека с синдром Дауна, мы подготовили кампанию «Научите детей тому, чему они учат нас». Видеоролик, созданный в жанре социального эксперимента, заставляет задуматься о влиянии взрослых на отношение детей к сверстникам с особенностями. Его посмотрели уже более 17 миллионов людей, если вы еще не увидели, смотрите и делитесь со своими друзьями.
Перевели службы сопровождения в онлайн-режим
Несмотря на закрытие школ и детских садов, Фонд продолжает оказывать помощь семьям, воспитывающим детей и молодых людей с нарушениями развития, переведя службы сопровождения в онлайн-режим. Подробнее о нашей дистанционной работе - тут.
Делились знаниями об особенностях развития
Наша платформа «Обнажённые сердца онлайн» пополнилась новыми материалами:
- Как помочь ребенку с аутизмом выдержать карантин,
- Основные мифы и факты о синдроме Дауна,
- Советы, что делать и не делать родителям, которые узнали, что у их ребенка аутизм,
Комментарий экспертов Фонда по новой статистике по аутизму: 1 из 54.
Провели онлайн-марафон по аутизму
Мы организовали бесплатный пятидневный онлайн-марафон по ключевым вопросам, связанным с РАС. Эксперты Фонда, детский невролог Святослав Довбня и клинический психолог Татьяна Морозова рассказали о научно доказанных и эффективных методиках поддержки людей с РАС, развитии коммуникации, языка и речи у детей с аутизмом, организации онлайн обучения и других важных проблемах. По ссылке вы можете посмотр
Провели кампанию «Аутизм. Понимать и принимать» еть записи вебинаров
К апрелю – всемирному месяцу распространения информации об аутизме – мы запустили кампанию «Аутизм. Понимать и Принимать» с целью преодоления стигматизации людей с аутизмом и их близкого окружения, а также информирования об этой особенности развития. Чтобы развеять мифы об этом состоянии мы подготовили специальный ролик и ряд материалов.
Благодаря бренду «Агуша» продолжается кампания #ПравоНаСчастье. Как и год назад, она будет поддерживать семьи, где есть дети с особенностями развития. Мы гордимся, что Катя Мизернюк, ученица школы, которую поддерживает Фонд, снялась в тв-рекламе бренда. Подробности читайте тут.
Мы заметили ваш большой интерес к нашей онлайн-работе, поэтому в июне планируем повторить наш марафон по аутизму.
ФОНД " ВЫХОД"
https://www.dropbox.com/sh/89m608f7urxi9jl/AADL14NPXgIRVjFyuttB2XIna?dl=0
Обучающиеся, воспитанники ГКОУ "Волгоградская школа-интернат № 5" приняли участие в концертной программе семинара:
10.00 Открытие семинара
Выступление детских коллективов:
«Песня о звездах» стихи Ю. Кима, музыка А. Рыбникова (вокальная группа «Звездочки»).
С 28 по 30 ноября 2018 года в Москве прошла III Всероссийская научно-практическая конференция «Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра».
Цель конференции: определение стратегии развития системы комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в Российской Федерации.
К участию в конференции были приглашены представители федеральных и региональных министерств и ведомств, региональных ресурсных центров, родительских и общественных организаций, специалисты в сфере образования, здравоохранения, социального обслуживания, культуры и спорта.
От Волгоградской области в работе Конференции приняли участие консультант отдела специального образования и защиты прав детей комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Светлана Викторовна Бочанова и руководитель регионального ресурсного центра по организации комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра, директор ГКОУ "Волгоградская школа-интернат № 5" Татьяна Владимировна Калинина.
Направления работы конференции:
1. Современные научные исследования в области изучения РАС.
2. Выявление и диагностика РАС.
3. Ранняя помощь детям с риском развития РАС.
4. Эффективные технологии сопровождения и обучения детей с РАС на различных возрастных этапах.
5. Межведомственное и сетевое взаимодействие в системе комплексного сопровождения лиц с РАС.
6. Региональные модели комплексной помощи лицам с РАС.
Формы работы и взаимодействия участников конференции: пленарные доклады, секционные доклады, стендовые (постерные) доклады, круглые столы, дискуссионные площадки, семинары, мастер-классы, презентационные площадки.
По итогам работы Конференции выпущен сборник материалов «Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра», автором одной из статей которого является педагог нашего учреждения С.А. Мастерова.
ВИДЕОЗАПИСЬ КОНФЕРЕНЦИИ ДОСТУПНА на сайте autism-frc.ru
Информационный материал:https://cloud.mail.ru/public/CePs/qt6BrwfLM