Нормативная база
Нормативные документы в сфере образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья
- Сайт ОВЗ.РФ представляет собой портал полезной информации о проблеме воспитания, обучения и психолого-педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями - обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и лиц с инвалидностью.
- https://овз.рф/about/
№ |
Наименование |
Дата |
Номер |
Обзор |
1. |
28.09.2020 |
№ 28 |
Санитарные правила вводятся в действие с 1 января 2021 года и действуют до 1 января 2027 года. Признан утратившим силу ряд актов, в том числе СанПиН от 10.07.2015 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразвательным программам для обучающихсяя с ограниченными возможностями здоровья». |
|
2. |
31.07.2020 |
№ 373 |
С 2021 года устанавливается новый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования. Образовательная деятельность в организации осуществляется в группах. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую (для детей с ОВЗ), оздоровительную, комбинированную (инклюзивноое обучение детей с ОВЗ) направленность. Приведены особенности организации образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья. |
|
3. |
27.08.2021 |
№ АБ-1362/07) |
https://xn--b1akt.xn--p1ai/npa/tip-npa/org/organizatsiya-OOO-OVZ-2021-22/ |
|
4. |
22.03.2021 |
№ 115 |
||
5. |
Письмо Рособрнадзора от 07.08.2018 № 05-283 «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении» |
07.08.2018 |
№ 05-283 |
Даны разъяснения о заболеваниях, дающих право обучаться на дому, а также о максимальной недельной нагрузке. Перечень заболеваний, наличие которых даёт право детям на обучение на дому по основным общеобразовательным программам, утверждён Приказом Минздрава России от 30.06.2016 № 436н и содержит 60 групп заболеваний, препятствующих получению образования в условиях образовательной организации. Сообщается, что количество часов недельной нагрузки для обучающегося при организации его обучения на дому или в медицинской организации ранее регламентировалось Письмами Министерства просвещения СССР от 05.05.1978 № 28-М и Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988 № 17-253-6. Приказом Минобрнауки России от 02.09.2013 № 1035 указанные письма признаны недействующими. Максимальный общий объём недельной образовательной нагрузки обучающихся установлены СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 № 189, СанПиН 2.4.2.3286-15 от 10.07.2015 № 26. Предусмотрена сетевая форма реализации образовательных программ, реализация программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также различные формы организации образовательного процесса (приходящий на дом учитель, дистанционное обучение, посещение предметов в школе). |
6. |
20.02.2019 |
№ ТС-551/07 |
Даны разъяснения по сопровождению образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью. Конкретизированы статус и обязанности тьютора и ассистента (помощника) по оказанию технической помощи инвалидам, особенности их деятельности, порядок введения в штатное расписание должностей «тьютор», «ассистент (помощник)». |
|
7. |
Письмо Минпросвещения России от 08.02.2019 № ТС-421/07 «О направлении рекомендаций» |
08.02.2019 |
№ ТС-421/07 |
Даны разъяснения о необходимости повышения эффективности работы служб психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями чтения и письма, включая детей дошкольного возраста группы риска по фактору нарушения чтения и письма; организации работы ПМПК и ПМПк образовательных организаций, педагогов и специалистов по раннему выявлению предпосылок нарушения чтения и письма, организации преемственности психолого-педагогического сопровождения обучающихся на всех уровнях общего образования; оказания специализированной помощи обучающимся, у которых нарушения чтения и письма не обусловлены нарушениями устной речи. Уточнено, что обучающиеся с нарушениями чтения и письма не относятся к категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, но имеют право на получение психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в центрах ППМиС помощи, в образовательных организациях. На основании рекомендаций ПМПК обучение учащихся с устойчивыми нарушениями чтения и письма может организовываться по адаптированным основным образовательным программам начального общего образования (вариант 5.1, вариант 5.2) |
8. |
Письмо Минобрнауки России от 15.03.2018 № ТС-728/07 «Об организации работы по СИПР» |
15.03.2018 |
№ ТС-728/07 |
Разъяснены отличия учебных планов адаптированных основных образовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и индивидуальных учебных планов специальных индивидуальных программ развития (СИПР), разрабатываемых в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учётом адаптированной основной образовательной программы (вариант 2). |
9. |
10.06.2019 |
№ ОВ-473/07 |
Сообщается о необходимости создания специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в части обеспечения их учебными изданиями (учебниками, учебными пособиями). Образовательная организация может использовать учебники, которые включены в Федеральный перечень учебников, утверждённый приказом Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345. |
|
10. |
09.09.2019 |
№ Р-93 |
Даны разъяснения о психолого-педагогическом консилиуме (ППк) образовательной организации, конкретизированы организация и режим деятельности ППк, процедура и продолжительность обследования, содержание рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся, дан перечень документации и формы протоколов заседания ППк.
|
|
11. |
06.08.2020 |
№ Р-75 |
Утверждено примерное Положение об оказании логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и (или) письменной речи и трудности в освоении основных общеобразовательных программ (в том числе адаптированных). Документ включает четыре раздела (общие положения, порядок оказания логопедической помощи в организации, логопедическая помощь при освоении образовательных программ дошкольного образования, логопедическая помощь при освоении образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования), пять приложений (документация при оказании логопедической помощи, примерный образец согласия родителя (законного представителя) обучающегося на проведение логопедической диагностики, примерный образец заявления родителя (законного представителя) обучающегося на организацию логопедических занятий, педагогическая характеристика на обучающегося, рекомендации по оснащению помещений для логопедических занятий). В разделе 2 Распоряжения «Порядок оказания логопедической помощи» даны разъяснения о перечне документации; расчёте штатной единицы учителя-логопеда на число обучающихся с ОВЗ (1 штатная единица на 5–12 обучающихся), на число обучающихся с трудностями в освоении основных общеобразовательных программ (1 штатная единица на 25 обучающихся), на число обучающихся с высоким риском возникновения нарушений в развитии речи (1 штатная единица на 25 обучающихся); периодичности и продолжительности логопедической диагностики; выборе форм логопедических занятий; рабочем времени учителя-логопеда из расчёта 20 часов в неделю за ставку заработной платы, включающей непосредственно педагогическую работу с обучающимися и другую педагогическую работу, предусмотренную трудовыми (должностными) обязанностями учителя-логопеда. В разделах 3–4 Распоряжения конкретизированы особенности оказания логопедической помощи обучающимся при освоении образовательных программ дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования |
|
12. |
22.03.2021 |
№ 115 |
Обновлён порядок ведения деятельности по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Регламентировано зачисление в образовательную организацию лиц, находящихся на семейном обучении, для прохождения промежуточной и итоговой аттестации. Конкретизированы особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Учтены новые «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» от 28.09.2020 № 28, действующие с 1 января 2021 года. Приказ вступает в силу с 1 сентября 2021 года и будет действовать 6 лет. |
|
13. |
Письмо Минпросвещения России от 03.06.2021 № АК-491/07 «О проведении итоговой аттестации»
|
03.06.2021 |
№ АК-491/07 |
Даны разъяснения о том, что итоговая аттестация по адаптированной основной образовательной программе обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется в форме двух испытаний: 1) комплексной оценки предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни; 2) оценки знаний и умений по выбранному профилю труда. Проведение итоговой аттестации для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), зачисленных в образовательные организации с 1 сентября 2016 года и получающих образование в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, станет обязательной с 2024–2025 учебного года. |
14. |
|
27.08.2021 | № АБ-1362/07 |
Даны разъяснения о том, что образовательные организации могут разрабатывать адаптированные программы основного общего образования обучающихся с ОВЗ с учётом требований нового федерального государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287. При реализации адаптированных образовательных программ срок получения образования обучающимися с ОВЗ может быть увеличен на один год и составлять не более 6 лет, а общий объём аудиторной работы за такой срок обучения не может составлять менее 6018 академических часов. Отмечено, что при реализации адаптированных образовательных программ допускается вносить изменения в учебный план, включая или исключая из него учебные предметы в зависимости от особенностей здоровья и образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. |
15. |
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
|
28.01.2021 | № 2 | С 1 марта 2021 года действуют единые гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания.
В одном акте собраны нормативы и требования, которые касаются не только производственных объектов и объектов бытового обслуживания, но и учреждений здравоохранения и образовательных организаций. Указано, что в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья продолжительность учебного занятия не должна превышать 40 минут, продолжительность дневной суммарной нагрузки не должна превышать 5 уроков во 2–4-х классах, 6 уроков в 5–11-х классах (таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21). Приказ действует до 1 сентября 2027 года. Аналогичный приказ Минпросвещения России от 28.08.2020 № 442 признан утратившим силу. |